Говорят рязанские малыши на выпускном своему любимому логопеду
Екатерина Николаевна СМАЛЕВА — новый победитель Всероссийского конкурса «Воспитатель года России». Работает в детском саду №130 Рязани. Окончила факультет педагогики и психологии Рязанского государственного университета имени С.А.Есенина. Ей 29 лет, но выглядит намного моложе. Через конкурсные испытания шла очень спокойно, но не оттого, что была в себе уверена, а от напряженной ответственности. Внутри росла и крепла пружина. И вот Хрустальная жемчужина в руках. Впереди отдых в Болгарии — путевку подарил Общероссийский профсоюз образования. Пружина распрямилась. Можно улыбаться, шутить. И откуда-то появляются силы пообщаться с журналистом.
Оксана Родионова
Воспитатель года России-2016 Екатерина Смалева
— Вы счастливы?
— Я безумно счастлива. Я не могла ни в каких мечтах себе представить, что такое будет. Когда вручали жемчужину, чувства были такие же, как после рождения сына Матвея, когда впервые его обняла. Меня все поздравляют, пишут даже одноклассники, с которыми не общалась много лет. Вся Рязань гудит. Конкурс — это такие эмоции!
— Екатерина Николаевна, как стали участницей конкурса?
— Для меня это личностная точка роста. Был осознанный шаг. Но когда на муниципальном этапе меня объявили победителем, не ожидала, ноги подкосились. Мне кажется, чаще побеждают воспитатели. А я логопед.
— А почему выбрали такую специальность?
— В школе я была активистка, общественница. И когда выбирала профессию, решила идти в педагогику. Но так как я легких путей вообще по жизни не ищу, мне захотелось в олигофренопедагогику. Родители поддержали меня. А потом выбрала логопедию.
— Непростая у вас профессия. И очень нужная. А какие наиболее распространенные проблемы у детей с речью сейчас?
— Чаще стали встречаться неречевые дети, которые до 5 лет практически не говорят, показывают пальцем и мычат, произносят отдельные буквы, слоги. И родители считают, что это норма. Что к школе пройдет само собой. Когда в 4-5 лет в детский сад приходит комиссия, детей срочно направляют к неврологу, психоневрологический диспансер советуют, медикаментозное лечение назначают. Родители возмущаются, не хотят ни в больницу ложиться, ни лекарства принимать, но другого выхода нет. Потому что это только верхушка айсберга, внутри все заторможено, мелкая моторика нарушена, будут трудности с чтением, письмом.
Много детей с задержкой психоречевого развития — это когда идет отставание в познавательной сфере, ребенок ничего не знает, ничего не умеет, ничего не хочет.
Мне очень хочется помочь. По-моему, именно в коррекционной педагогике педагог изменяет судьбу детей. Не только обогащает морально, духовно, не только может чему-то научить, но конкретно помочь. Ребенок не говорит — и заговорил! На выпускных я всегда рыдаю. Когда ребята выходят на сцену и говорят, налегая на букву «р»: «Спасибо, Екатер-р-р-рина Николаевна!», стихи читают, я плачу. Горжусь ими…
— О вашем мастер-классе на всероссийском финале уже легенды ходят. Говорят, было очень интересно. Жаль, не видела его. Расскажите, пожалуйста!
— Мой мастер-класс был посвящен биоэнергопластике. Это не моя личная техника, о ней писали в 90-е годы. Я просто ее возродила и усовершенствовала. Ее использовали только на индивидуальных занятиях. Я попробовала усовершенствовать, сделать здоровьесберегающей. Биоэнергопластика — это артикуляционная гимнастика, которая используется для постановки звуков, плюс тренировка мелкой моторики. Упражнения для постановки звуков сопровождаются движениями руки. Нервные импульсы, которые идут от руки, усиливают результат работы. И совместная работа происходит быстрее. Ведь из-за того что у нас сейчас группы переполнены, времени на индивидуальную работу очень мало.
И еще я такую штуку придумала для мастер-класса. Мне казалось, что педагог — это что-то вроде фокусника. Возникла идея сделать куб, чтобы у него открывались створки с четырех сторон. И за каждой дверцей был предмет, который мне необходим для мастер-класса. Муж помог. Он работает на производстве мебели. Сделали мне этот куб по заказу.
— А как прошло мероприятие с детьми?
— Восхитил детский сад №97 Красногвардейского района Санкт-Петербурга! Они пытались создать такие нереально комфортные условия, что хотелось там остаться ночевать и не ехать в гостиницу. Все милые, добрые, отзывчивые. Мои просьбы сразу выполняли.
А ведь в этом году новые конкурсные правила — в какой группе работать, назначает жребий. И тему нам называли в детском саду. Мне показалось сначала, что это минус. Биоэнергопластика рассчитана на старший дошкольный возраст. Я вытащила среднюю группу. А вышло, что плюс. Конкурс мне дал возможность попробовать биоэнергопластику в среднем возрасте. Оказалось, если упростить, малыши среднего возраста справляются. Я была в шоке, когда дети все сделали как надо. Пришла к ним в роли десантницы. И когда спросила: «Вы знаете, кто такие десантники?», ребята ответили: «Военные! Они прыгают с парашютом». Я была поражена. Ведь не готовила заранее. Все дети на мероприятии были маленькими десантниками. Они так мне помогали! В конце мы «полетели» на парашюте, я его специально сшила. Я говорю: «Все, приземлились». А они: «Нет, не приземлились, летим!»
Тема мне досталась «Одежда». Пришлось изучать, какая одежда у десантников, военных. Но главное — ребята справились. Сказали, что у них есть шапки, а у десантников берет.
Получается, безвыходных положений не бывает. Хотя, конечно, конкурсная ситуация очень нервная, стрессовая. У меня был мальчик Лева на занятии. Воспитатель этого детского сада говорит: «Не знаю, оставлять его в группе или нет. Мальчик хороший, но могут быть сюрпризы». Я говорю: «Оставляйте». Лева оказался моим лучшим помощником! Это он кричал в конце: «Не приземляемся, летим!»
— Екатерина, расскажите о детском саде, в котором вы работаете.
— У нас 8 групп, в этом году открылась девятая. 4 логопедические группы. Детей много, с каждым годом больше, со всеми работаем. Руководство постаралось создать хорошие условия для логопедов, у каждого свой небольшой кабинет. Мы даже называем наше помещение «логопедический комплекс». Есть компьютер, доска, все необходимое оборудование, столы, зеркала.
В нашем детском саду очень дружный коллектив. Мы все друг другу помогаем. Мы, молодые, учимся у старших, а старшие учатся у нас новым технологиям. В утренниках участвуем вместе.
— Учитесь у опытных коллег? Вообще, как считаете, нужны курсы для повышения квалификации или достаточно самообразования?
— Самообразование — это прекрасно, но оно может идти и в неправильном направлении. Нужны люди, которые стоят чуть выше, которые чуть больше знают, могут направить тебя в нужное русло. Мне нравится все новое. Пытаюсь по максимуму, пока хватает энергии, сил и денег, получать новые знания. Прошел муниципальный этап «Воспитателя России», мне за победу город подарил 20 тысяч рублей. Я думаю: на что потратить? Подруги советовали: «Ну купи себе платье». Платье я и так куплю. Продукты тоже куплю. И я решила пройти курсы логопедического массажа. Мне это посоветовала одна из конкурсанток, которая занимается логопедическим массажем. Если бы в конкурсе не поучаствовала, в голову бы не пришло. Научилась, оказалось очень действенно! Теперь с коллегами делаем массаж. Даже кушетку нам поставили.
— Как вам кажется, Екатерина, благодаря чему вы победили?
— Мне кажется, я в этом конкурсе победила сама себя. Другие участники не конкуренты мне. Нет, я не лучшая, просто я не хочу с ними конкурировать. Когда были мастер-классы, я говорю: «Девочки, могу попросить вас мне помочь?» Они отвечают: «Конечно, без проблем!» Я сижу перед мастер-классом, у меня все трясется, и меня кто-то гладит по плечу, говорит: «Ничего страшного, все хорошо», я поворачиваюсь, а это такая же конкурсантка, как и я. Она тоже переживает, но успокаивает меня. Такая поддержка, доброта дорогого стоят…
— Пришла пора отдохнуть после конкурсных трудов. Кстати, чем любите заниматься в свободное время?
— Я сторонник смены деятельности, никогда не лежу на диване. Всей семьей обязательно отправляемся в путешествие. Купили большую машину, ездим на море, объездили всю Россию. Есть дача, картошку там сажаем. Ходим с мужем в водные походы на байдарках в мае. Обычно путешествуем с детьми. А сейчас впервые в Питере без детей оказались. Муж за мной приехал. Мне на работе подарили три дня отгулов, посмотрим город. Повезло!
Источник: http://www.ug.ru/archive/67554